Четверг, 25.04.2024, 04:08
Приветствую Вас Гость | RSS
[SEARCH_TITLE]
[SEARCH_FORM]
Главная | | Регистрация | Вход
Мой сайт
Форма входа
Меню сайта

Категории раздела
Інші рецепти [10]
Випічка [54]
Выпечка [19]
Гарниры [3]
Гарячі закуски [12]
Горячие закуски [6]
Десерты [8]
Другие рецепты [14]
Консервируем сами [3]
Основні блюда [35]
Салати [31]
Салаты [13]
Супи [8]
Супы [12]
Холодные закуски [12]
консервуючи самі [3]
Десерти [19]
Основные блюда [19]
Бутерброды и сэндвичи [1]
Гарніри [6]
Напитки и коктейли [4]
Напої і коктейлі [5]
Соуси-діпи-марінади [1]
Соуси-діпи-маринади [1]
Холодні закуски [9]
Новости [132]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Архив записей

Друзья сайта
  • Ссылки.
  • Мазовецка.

  • Главная » 2010 » Февраль » 24 » Чимабуэ Джованни (Cimabue, Giovanni)
    23:08
    Чимабуэ Джованни (Cimabue, Giovanni)
    Византийские влияния, соединившись на итальянской почве с местными романскими традициями и проникавшими с севера готическими мотивами, образовали своеобразное художественное явление, получившее название "греческой манеры".Чимабуэ, Джованни (Cimabue, Giovanni) (ок. 1240 — ок. 1302), итальянский художник, один из ведущих мастеров флорентийской живописи 13 в. Его настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает "Быкоголовый". Был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере. Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.


    Святой Иоанн. Чимабуэ. Деталь мозаики. 1301-02 гг. Собор в Пизе.


    Распятие.Чимабуэ. 1280 - 83 гг. Верхняя церковь Ассизи

    Стилистическое сходство с Распятием обнаруживают несколько образов, отличающихся большой внутренней силой и экспрессией. В Верхней церкви в Ассизи стиль Чимабуэ заметен в большинстве потемневших фресок хора и трансепта. Среди этих фресок: сцены Апокалипсиса, Успение и Прославление Богоматери, чудеса и мученичество апостолов Петра и Павла и второе большое Распятие, сейчас почти полностью утраченное. В правом крыле трансепта Нижней церкви находится грубо прописанная фреска с изображением Мадонны на троне и Св. Франциска. (Возможо, фреска прописана более "размашисто", чем обычно и чем общепринято, что никак не убавляет ее очевидных достоинств - фигуры на этой фреске кажутся более живыми именно благодаря нетипичной, негладкой манере. Все же не стоило бы называть фреску грубой. К тому же, эта фреска весьма показательна именно в проторенессансном плане. И очень нравится лично мне. Особого внимания достоин замечательный ангел - изображение внизу. - das_gift)


    Христос. Апокалипсис.Чимабуэ. 1280-83 гг. Верхняя церковь в Ассизи.


    Мадонна на троне в окружении ангелов и св. Франциском. Чимабуэ. 1278 -80 гг. Нижняя церковь в Ассизи.


    Мадонна на троне в окружении ангелов и св. Франциском. Деталь. Чимабуэ. 1278 -80 гг. Нижняя церковь в Ассизи.

    Самой известной работой Чимабуэ, исполненной в технике темперной живописи, является большая Мадонна на троне (написанная для церкви св. Троицы во Флоренции, сейчас — в галерее Уффици) - так называемая Маэста*, а знаменитая Мадонна Ручеллаи сейчас признается ранней работой сиенского мастера Дуччо ди Буонинсенья. Два деревянных Распятия, приписываемых Чимабуэ, находятся в церкви Сан Доменико в Ареццо и в музее Санта Кроче во Флоренции.


    Маэста.Чимабуэ. 1285-86 гг. Галерея Уффици.


    Маэста. Деталь.Чимабуэ. 1285-86 гг. Галерея Уффици.


    Распятие.Чимабуэ. 1287-88 гг. Церковь Санта Кроче, Флоренция.


    Распятие. Чимабуэ. 1268-71, церковь Сан-Доменико, Ареццо


    Мадонна на троне с ангелами. Чимабуэ., 1290-95 гг. Лувр, Париж.


    Мадонна с младенцем на троне с ангелами,св. Франциском и св. Домеником. Чимабуэ. Галерея Уффици, Флоренция.


    Данте мельком упоминает художника в Чистилище (XI, 94-96: "Кисть Чимабуэ славилась одна, а ныне Джотто чествуют без лести, И живопись того затемнена"). Джорджо Вазари рассказывает о том, как Чимабуэ встретил Джотто, рисующего на камне овцу, и взял его к себе в ученики; как Чимабуэ безжалостно уничтожал свои произведения, если они ему не нравились. Чимабуэ удалось достичь высокого мастерства в создании жесткой, структурной формы и ясной, логически выверенной композиции.
    Умер Чимабуэ ок. 1302.

    Примерно тоже самое, но более подробно

    Началом ренессансной живописи считают эпоху Дученто, т.е. конец XIII века. Проторенессанс еще тесно связан со средневековыми романскими, готическими и византийскими традициями. Художники конца XIII — начала XIV вв. еще далеки от научного изучения окружающей действительности. Они выражают свои представления о ней, еще используя условные образы византийской изобразительной системыскалистые горки, символические деревья, условные башенки. Но иногда облик архитектурных сооружений так точно воспроизведен, что это указывает на существование зарисовок с натуры. Традиционные религиозные персонажи начинают изображаться в мире, наделенном свойствами реальности — объемом, пространственной глубиной, материальной вещественностью. Начинается поиск приемов передачи на плоскости объема и трехмерного пространства. Мастера этого времени возрождают известный античности принцип светотеневой моделировки форм. Благодаря ей фигуры и здания приобретают плотность и объем. По-видимому, первым, кто применил античную перспективу, был Флорентиец Ченни ди Пепо (сведения с 1272 по 1302), прозванный Чимабуэ. К сожалению, самая его значительная работа — серия росписей на темы из Апокалипсиса, жизни Марии и апостола Петра в церкви Сан Франческо в Ассизи дошла до нас почти в разрушенном состоянии. Лучше сохранились его алтарные композиции, которые находятся во Флоренции и в музее Лувра.
    Они тоже восходят к византийским прототипам, но в них отчетливо проступают черты нового подхода к религиозной живописи. Чимабуэ возвращается от итальянской живописи XIII века, усвоившей византийские традиции, к непосредственным истокам - эллинским образцам. Жесткость и схематизм уступают место плавности линий. Фигура Мадонны уже не кажется бесплотной. В средневековой живописи ангелы трактовались как знаки, как атрибуты Богоматери, они изображались как маленькие символические фигурки. Чимабуэ они приобретают совершенно новый смысл, включаются в сцену, это прекрасные юные существа.Творчество Чимабуэ было исходным» пунктом тех новых процессов, которые определили дальнейшее развитие живописи.

    О жизни Чинни ди Пеппо, прозванного Чимабуэ (ок.1240-после 1302), известно и очень мало, и достаточно много. Очень мало, поскольку его жизненный путь намечают только два точных исторических свидетельства. В 1272 году, как можно узнать из документа в архиве Санта Мария Маджоре, Чимабуэ находился в Риме и был к тому времени совершеннолетним. Спустя тридцать лет, в 1301 году имя Чимабуэ называет документ из Пизы, куда художник был приглашен для работы в одной из городских церквей. Лишь единственное произведение Чимабуэ - мозаика "Св. Иоанн" ( см. ранее) в апсиде Пизанского собора - имеет точную дату и историческое подтверждение. Случайно сохранившиеся счета неопровержимо свидетельствуют, что художник работал над созданием мозаик в 1301-02 годах.

    О жизни Чимабуэ существует подробное и красочное жизнеописание Вазари, в котором правдоподобные факты перемежаются с домыслами и фантазиями. Из этого жизнеописания устанавливается приблизительная дата рождения Чимабуэ. В 1300 году, по свидетельству Вазари , художнику было шестьдесят лет. Большую часть своей жизни Чимабуэ провел в родной Флоренции, хотя неоднократно выезжал в другие города, работал в Пизе, Ареццо, Ассизи. Флорентийцы почитали Чимабуэ за его искусство. Вазари рассказывает, что приехавшего в город короля Карла Анжуйского повели смотреть на образ, написанный Чимабуэ, как на одну из главных достопримечательностей. У художника было много учеников, среди которых самым талантливым был Джотто, поселившийся после смерти учителя в его доме. Источники позволяют получить представление даже о характере Чимабуэ. Один из комментаторов Данте, имевший возможность общаться с людьми, лично знавшими художника, дает такой психологический портрет: "Чимабуэ был самым благородным из всех известных людей и вместе с тем был он столь заносчивым и презрительным, что если кто-либо указывал в его работе на ошибку или недостаток или если он сам замечал таковые... то немедленно бросал работу, как бы дорога она ни была ему".

    Значительный интерес представляет вопрос о происхождении стиля Чимабуэ. Вазари рассказывает, что художник учился у греческих живописцев, приглашенных правителями Флоренции. Нет никаких достоверных свидетельств о работе этих живописцев. Но все же сообщение Вазари содержит момент истины. Ранние произведения Чимабуэ демонстрируют хорошее знание византийского искусства, которое играло значительную роль в художественной жизни Италии 13 века. Византийские влияния, соединившись на итальянской почве с местными романскими традициями и проникавшими с севера готическими мотивами, образовали своеобразное художественное явление, получившее название "греческой манеры".

    Черты "греческой манеры" особенно ясно видны в одном из самых ранних произведений Чимабуэ - "Распятии" из Ареццо (см. ранее), созданном около 1280 года и показывающем искусство уже сложившегося художника. Чимабуэ использовал широкораспространенный в итальянском искусстве 13 века тип распятия с S-образно изогнутой фигурой Христа. Такие распятия создавали зримый, чувственно-конкретный образ искупительной жертвы, отвечающий изменившимся религиозным представлениям эпохи. В учениях, набиравших силу францисканского и доминиканского орденов, большое внимание уделялось личностному и глубоко эмоциональному переживанию истории спасения, при этом богословская мысль сосредоточивалась на теме страданий Христа. "Распятие" Чимабуэ не обладает ярко выраженными иконографическими особенностями. Почти во всех иконографических и типологических деталях оно совпадает с известным "Распятием" Джунта Пизано. Однако стилистическое сравнение этих произведений позволяет выделить индивидуальные черты манеры Чимабуэ. Флорентийского художника отличает стремление к большей стилизации изображения. Он усиливает значение силуэта и контурной линии, подчеркивает структурное начало, тщательно моделирует все формы, добиваясь особой, почти кристаллической отчетливости. По сравнению с "Распятием" Джунта Пизано влияние византийского искусства ощущается слабее, возрастает роль декоративных элементов, при этом образ обладает большей эмоциональной конкретностью. Одухотворенность приобретает черты чисто католического спиритуализма, одновременно и более абстрактного, и более чувственного, чем византийский.

    Дальнейшее развитие стиля Чимабуэ показывает "Богоматерь с младенцем на троне" (Маэста) из галереи Уффици, созданная около 1285 года и предназначавшаяся для главного алтаря церкви св. Троицы во Флоренции. В этом изображении ясно виден новый интерес художника к более объемной трактовке форм и пространственным решениям, особенно хорошо заметным в сложной архитектуре двухъярусного трона. Однако отдельные новые черты не становятся здесь самостоятельной художественной концепцией. Они сочетаются с совершенно условными изобразительными приемами. К примеру, одеяния Богоматери испещрены золотыми линиями, так называемым ассистом, который понимался в средневековье как символическое изображение божественной энергии.

    В 1288-90 годах Чимабуэ работает над росписями верхней церкви св. Франциска в Ассизи. В этих фресках такие черты искусства Чимабуэ, как чувство монументального, способность подчинить композицию единому декоративному ритму, тяготение к повышенной экспрессии, получают наиболее яркое и совершенное воплощение. Среди фресок, принадлежащих Чимабуэ, выделяется изображение "Распятия". Завершение крестного пути художник показывает как трагедию вселенского масштаба. Тело Христа изгибается как бы в предсмертной судороге, ткань набедренной повязки вздымается под порывом сильного ветра. Слетающие с небес ангелы закрывают лица руками в жесте безграничного отчаяния. Люди на земле протягивают к Христу напряженные, как натянутые струны, руки. Перед нами искусство, полное глубочайшего драматизма, высокого ораторского пафоса, вдохновленного живым и сильным религиозным чувством. Такие изображения позволяют понять смелые сравнения исследователей, называвших художника "Микеланджело 13 века".

    В середине 1290-х годов Чимабуэ вновь приезжает в Ассизи и пишет несколько фресок в нижней церкви св. Франциска, среди них композицию "Богоматерь на троне со св. Франциском". Образ самого почитаемого итальянского святого 13 века. Лицо св. Франциска с почти уродливыми и в то же время одухотворенными чертами совершенно лишено какой-либо идеальной типизации и обладает остроиндивидуальным характером. Оно заставляет поверить в сообщение Вазари и некоторых других авторов, что Чимабуэ был одним из первых художников, который стал писать образы с реальных людей, "подражая натуре". Принципиально новое качество, заложенное в образе св. Франциска, не получило развития в последний период творчества Чимабуэ. Созданное в 1302 году мозаичное изображение "Св. Иоанна" в апсиде Пизанского собора демонстрирует компромиссный стиль, сочетающий разнородные черты, но в целом остающийся в рамках средневековой художественной системы. Чимабуэ как бы только прикоснулся к реформе Каваллини и Джотто и тут же вернулся к более органичным для него формам художественного видения.


    Мадонна на троне в окружении ангелов и св. Франциском. Св. Франциск. Деталь. Чимабуэ. 1278 -80 гг. Нижняя церковь в Ассизи.

    1. * Маэста - (итал. maest — величание, возвеличивание) — разновидность изображения Богоматери, сложившаяся в Италии в XIII веке. Сюжет изображения итальянские художники взяли из византийской православной иконографии, но наполнили его иным, специфически местным содержанием.
    Прототипами «Маэста» были два византийских первоисточника: разновидность изображения Богоматери, которая известна в России как «Похвала Богородицы», и «Богоматерь Одигитрия». Главное отличие «Похвалы Богородицы» от «Маэста» заключается в том, что первая является церковно-обрядовой принадлежностью, а вторая в большей степени религиозно-политической манифестацией. Придание Мадонне царского, «полусветского» статуса привело к соответствующей эволюции картины «Маэста».
    В отличие от первых икон середины XIII века, где Мадонна изображалась сидящей на троне с младенцем на руках, а ее царственный статус обозначался только намеками в виде царских орлов на мафории или короны на голове, она стала в дальнейшем окружаться святыми и ангелами, то есть свитой, подтверждающей ее царский статус.

    2. * Дученто - (итал. ducento — тринадцатый век, буквально — двести), наименование периода в истории итальянской культуры, положившего начало искусству Проторенессанса. Для искусства этого времени характерны возникновение многочисленных местных художественных школ (флорентийской, пизанской, сиенской и др.), выделение из среды анонимных средневековых мастеров творческих индивидуальностей.

    3. * Джунта Пизано или Джунта ди Капитино (итал. Giunta Pisano, документирован с 1236 по 1266 год) — итальянский художник.
    Его, вероятно, следует считать самым изобретательным художником первой половины XIII в., чье влияние распространилось и на век XIV. Живописная манера Джунта вела происхождение от пизанской школы конца XII — начала XIII века, в которой доминировала византийская иконопись, а также испытала влияние произведений, созданных в мастерской Берлингьери. Однако надо было иметь острую наблюдательность и сильное воображение, чтобы византийский прототип распятия превратить в образ умирающего Христа, наполненный глубоким страданием, как это сделал Джунта.

    Крест. Джунта Пизано. 1250-54гг. Болонья, Сан Доменико.

    4. * Ассист -(лат. assist — присутствующий) — в иконописи штрихи из сусального золота или серебра на складках одежд, перьях, крыльях ангелов, на скамьях, столах, престолах. Символизирует присутствие Божественного света.
    Традиционно ассистом расписываются, прежде всего, одежды Христа, когда Он изображается во славе. Например, на иконах Воскресения, Вознесения, Преображения, Успения Пресвятой Богородицы, иногда в деисусном чине (как у Царя Славы). Со второй половины XVI века в русской иконописи золотом могла расписываться любая одежда святых.
    Категория: Новости | Просмотров: 1208 | Добавил: mrsuch | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz